Христианизация Руси

Издревле говорили наши предки о земле своей: «Велика наша земля и обильна, но единства в ней нет». Оглядываясь назад, мы с естественным интересом обращаем­ся к вехам на пути христианизации огромного государства, составленного из столь многих и столь различных родов и общин.

Святая помощь нашей небесной Покровительницы посте­пенно влекла наше могучее племя по спасительному пути к вере Христовой.

Протоиерей Лев Лебедев дал глубокий анализ особенно­стей движения Руси по этому пути. Приведем некоторые фрагменты его монографии.

Проповедь Евангелия, предшествующая Крещению на Ру­си, началась очень рано, в первом веке.

Первым из Апостолов Христос призвал старшего из них — Апостола Андрея. «Андрей» означает по-гречески «Мужест­венный». В холодные северные земли по водным путям пошел он со своими учениками. Апостол не устрашился вар­варов-скифов, про дикость и свирепость которых ходило в эллинских селениях немало легенд...

Вот ладьи путников в излучине Днепра. Вдохновляемый Духом Святым, великий старец установил здесь Крест и про­возгласил: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и, воздвигнет Бог много церквей».

Святой Андрей основал первую христианскую общину и построил храм в Херсоне. Несомненно, его проповедь воз­носилась и в более северных районах нашего отечества, ко­торые лежали близ «Великого водного пути из Варяг в Греки», по нему и шел Первозванный Апостол, следуя от Греков к Варягам.

Во время третьего миссионерского путешествия Апостол Павел проходил Македонию (Деян. 20, 1—2) и соседний с нею Иллирик, преподавая верующим обильные наставления (Рим. 15, 19). 'Позднее эти области были заселены славянами. Но предполагают, что и во времена «Апостола языков» сла­вяне там уже были. Из жития святого Андроника, Апостола от 70-ти, следует, что он был рукоположен Апостолом Павлом во епископа Паннонии, лежащей к северу от Македонии и Иллирика. Там тоже было немало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Об этом говорится в нашей лето­писи: «учитель славянскому народу — Апостол Андроник».

Постепенному внедрению христианства на землю Русскую способствовала и другая причина — борьба христианского ми­ра с ересью иконоборцев. Победа над этой ересью вызвала подъем Православной Церкви, что благотворно подействовало на историю принятия христианства Русской землей. Устрем­ление славянского мира на Балканы и в Грецию создавало предпосылки общения с христианским греческим миром.

В литературных источниках есть сведения о набеге войска под начальством князей Аскольда и Дира на Царьград в 860 году. Город не имел военной силы для обороны и возложил упование на Божию помощь и заступничество Богоматери. Патриарх Фотий позже описал это событие. После усердного моления он взял Омофор Богоматери из Влахернской церкви, обнес его вдоль городских стен, а затем омочил край Омофора в водах бухты Золотой рог. После этого руссы внезапно сняли осаду и, по выражению патриарха Фотия, «так же неожиданно удалились, как и пришли». По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбив­шей военные ладьи.

В память о чудесном избавлении столицы патриарх Фотий написал знаменитый «Акафист Богородице» («Радуйся, Неве-сто Неневестная»), который читается по Уставу Великим Пос­том в «субботу Акафиста». Тогда же было установлено церковное празднование Положения ризы Богоматери во Влахерне, совершаемое по сей день 2 июля.

Вскоре после набега между Русью и Византией начались переговоры. От руссов, как сообщает греческий Хро­нограф, пришло посольство, просившее сделать их участника­ми Божественного Крещения, что и было исполнено.

Значит, странная сила, заставившая руссов неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского, и возбудила желание приобщиться к Нему.

Патриарх Фотий в своем «Окружном послании» восточ­ным церквам свидетельствует: «Не только этот народ [бол­гары]... но даже... руссы, [которые] подняли руки против Ромейской державы [Византии], променяли... нечестивое уче­ние... на чистую и неподдельную христианскую веру. До такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что при­няли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью». В писаниях Константина Багрянородного сказано, что князь руссов (по-видимому, Аскольд) собрал народ и старейшин (вероятно, в Киеве) и предложил им принять христианство. Люди потребовали чуда. Тогда был разведен костер, и Евангелие, помещенное в огонь, не сгорело. После этого и князь, и многие из народа

крестились. Так совершилось первое (еще не всеобщее) Кре щение Руси. Первый русский князь-христианин получил имя «Николай» в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чу дотворца. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что на могиле Аскольда был впоследствии воздвигнут храм в честь святителя Николая.

Но язычество упорно сопротивлялось. Оно нашло себе союзников в лице ратных людей, которым христианство мешало «чинить норовы поганские».

Вспоминая о днях княжения Аскольда, народ с благо­дарностью говорил: «Люди ратные не смели брать все даром на торгу». Недовольством военных воспользовались проязы-чески настроенные люди из окружения князя. В результате заговора Аскольд был убит, но плоды трудов его не погибли Они подготовили в народе почву для всеобщего Крещения Руси, которое произошло при князе Владимире в 988 году.

Крещение Руси

В 1988 году отмечалось тысячелетие эпохального события в русской и мировой истории. В предисловии к Белой книге о крещении Руси читаем: «1000-летие принятия Русью хри­стианства — событие, значение которого в исторической судьбе русского народа переоценить невозможно. Время не имеет над ним власти, и можно с уверенностью сказать, что и сегодня наша жизнь с ее противоречиями, поисками духовных ценностей, стремлением обрести смысл, не уничто­жаемый смертью, самым тесным образом связана с тем днем 988 года, когда Киевская Русь стала Русью христи­анской.

С каких бы позиций мы ни подходили к факту Крещения Руси, нельзя не признать его определяющего влияния на русскую культуру и русскую государственность; нельзя не вспомнить, что религиозное начало помогло собрать нацио­нальные силы, сбросившие татаро-монгольское иго, сохра­нившие Россию в годы смуты и военного лихолетья» (Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим).

Как связано это знаменательное событие с деяниями на­шей Великой Заступницы? Автор Белой книги, протоиерей Лев Лебедев, сообщает, что Креститель Руси воздвигнул в Киеве каменную церковь, впоследствии названную «Деся­тинной». Эта церковь была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. День ее освящения — 11 или 12 мая — был внесен князем в месяцеслов для ежегодного празднования. Этим подчеркивалась значимрсть для Руси этого события, подобно тому, как издревле праздновалось 11 мая «Обнов­ление Царьграда», то есть посвящение Богоматери этого города Константином I Великим.

Столица Руси тоже посвящалась Деве Марии. «Посвя­щение было принято Царицей Небесной и сохранилось в Руси — России навсегда. В XII веке пришла в Киевскую землю великая чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», написанная святым евангелистом Лукой на доске от стола, которым пользовалось Святое Семейство... По мере перемеще­ния столиц икона перемещалась во Владимир, а затем в Москву...

Сын Крестителя Руси, Ярослав Мудрый, в XIXII ве­ках, воздвиг в Киеве величественный собор, подобный Кон­стантинопольскому. Это собор Святой Софии, Премудрости Божией. Он тоже был, по существу, посвящен Богоматери, ибо образом Софии на главной символической иконе этого храма являлась Дева Мария».

Эта дивная мозаичная икона — огромный запрестольный образ — изображает молящуюся Богоматерь с воздетыми к небу руками («Мария Оранта»).

Буйные вихри истории — разграбление и сожжение Киева ратью Батыя, многие превратности судьбы в другие времена — не коснулись этой великой святыни. Она смотрит на нас из-за престола храма в своей первозданной красоте, время не властно над нею...

Принимая с христианством Православие, наш народ, по слову протоиерея Льва, «получил самое важное и замеча­тельное — полноту выявления своей исторической личности во Христе... Каковы же черты этой личности?.. Приснодева Мария как Матерь Пречистого Тела Господа Иисуса Христа является и Матерью Церкви, как Тела Христова». А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства личности Богоматери, образа Ее служения Сыну Своему — Христу. Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято.

В духовном облике русского народа появился ярко выра­женный «Богородичный характер», отмечаемый исследовате­лями русской святости. В начале XI века русский подвижник на Православном Афоне — преподобный Антоний — получил благословение вернуться на родину для устроения правиль­ной монашеской жизни, что он и исполнил. Гора Афонская, по преданию, Удел Богоматери — покровительницы мона­шества. Так духовный росток Святого Афона был высажен на Русскую землю и нашел здесь на редкость благоприят­ную почву.

Знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный пре­подобным Антонием, стал источником русского монашества последующих времен. Монашество — сердце Православной Церкви, от которого получает благодатные импульсы вся цер­ковная жизнь.

Вот откуда постоянно источались «Богородичный Дух и характер». Вот почему с самого начала на Руси развилось столь широкое почитание Матери Божией, что вся Русская земля соделалась особым Уделом Богоматери, стала назы­ваться «Домом Пресвятой Богородицы».